Что делать, если Фирма начала расти?

Что делать, когда компания растет, а эффективность ее работы постепенно снижается? О необходимости своевременного перевода бизнеса из области искусства в разряд ремесла и рассказывается в данной статье.

В последнее время к нам как к консультантам стали все чаще обращаться с просьбой решить именно эту проблему: что делать, когда, казалось бы, все нормально?

Причем часто первоначальный заказ звучит следующим образом: «У нас все хорошо. Вы просто посмотрите — возможно, найдете, что еще можно улучшить». Кто же хочет признаваться в своих проблемах даже самому себе?..

Модель компании как организма

Компанию довольно часто сравнивают с живым организмом. Действительно, живое существо рождается, развивается, проходит стадию расцвета, дряхлеет и умирает. Бизнес в своем развитии может пройти следующие основные этапы:

Этап 1: Зарождение

Группа энтузиастов, часто друзей или родственников, основывает новое дело. На работе они проводят все время, все мысли — о «ребенке», которого еще предстоит вырастить.

Этап 2: Развитие

Бизнес развивается, а значит, расширяется штат. Поначалу к себе зовут однокурсников и других «доверенных» людей, особенно на руководящие посты. Им работа, конечно, уже не так дорога, но «ради друга» можно и поработать, тем более что какой руководитель обидит близкого человека?

Этап 3: «Болото»

По мере роста компании эффективность ее работы постепенно снижается. На работе до глубокой ночи сидят все те же основатели, уже порядком уставшие, хотя и заработавшие для себя достаточно, что видно по VIP-кабинетам, эксклюзивным аксессуарам и автомобилям. Среди остальных сотрудников усиливается брожение: возникает недовольство руководством, коллегами, работой. Активно протекают «корпоративные войны» между подразделениями. Порой особо доверенные люди превращаются в «серых кардиналов», с выгодой для себя искажающих потоки информации между руководством и сотрудниками. Как сказал один консультант, «семейный бизнес ужасен!»

Этап 4: Регулярный менеджмент

Если руководство твердо решило выбраться «на сушу», то спасательным кругом для компании станет введение так называемого регулярного менеджмента. Работа переходит из разряда искусства в режим ремесла: четко описываются цели компании, каждого ее подразделения и сотрудника. Разграничиваются сферы ответственности, фиксируются полномочия. Описываются бизнес-процессы, выстраивается система мотивации. Этот этап можно считать зрелостью компании.

Этап 5: Бюрократия

Апофеоз формализации бизнеса — бюрократия. Причем если в трудах Макса Вебера бюрократия понималась как эффективная безличная машина по выполнению принятых решений, то у большинства из нас это слово вызывает ассоциации с очередями в ОВИР или налоговую инспекцию. Формально, медленно, бестолково. Бурно цветет коррупция.

Этап 6: Внутрифирменное предпринимательство

Вырваться из бюрократических пут компания может, начав поощрять инициативу своих менеджеров и сотрудников. Часто этот процесс сопровождается созданием отдельных подразделений, работающих в проектном режиме. Например, компания Apple обрела второе рождение, когда выделила группу, разрабатывавшую новейший компьютер iMac, в отдельный проект, расположенный в отдельном офисе в другом конце Америки.